Площадь – 15 га.

1714-1724гг., арх. И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, садовый мастер Л. Гарнихфельт;

1733-1739 гг., арх. И. Я. Бланк, И. П. Давыдов; скульптор Б. К. Растрелли;

1754-1760 гг., арх. Ф. Б. Растрелли.

Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом – гармоничный, светлый, просторный. Его планировка была выполнена по наброскам самого Петра I и лишь незначительно менялась со временем.

При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.

Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.

Композиционно сад связан с архитектурой Большого дворца. Центральной части соответствует партер с зелеными газонами, включающий в себя три бассейна с фонтанами, расположенные на центральной оси. По сторонам партера находятся два квадратных пруда и три пары симметрично расположенных боскетов, обрамленных стриженым кустарником. По принципу планировки боскеты называются квадратными, косыми и круговыми.

Со времен Анны Иоанновны Верхний сад украшают пять фонтанов, в боскетах у восточного пруда разбит розарий, а у западного – возрожден петровский аптечный огород, на грядках которого выращивают зверобой, душицу, эхинацею, мелиссу, мяту и другие лекарственные травы.

Верхний сад является прекрасным образцом регулярного паркостроения. Его геометрическую планировку подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов. Обязательным элементом регулярных садов является скульптура. Самая интересная барочная скульптурная группа – "Нептун" – находится в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг., приобретена императором Павлом I и пережила на своем веку немало приключений. Небольшой каскад с южной стороны бассейна украшает бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Партер оживляют выразительные силуэты мраморных изваяний бога садов Вертумна, богини плодородия Помоны, бога тёплого ветра Зефира и Флоры – богини весны. Это произведения итальянского скульптора XVIII века Антонио Бонацца.

В результате комплексной реставрации, проведенной на основе исторических документов в 1960-х годах, Верхний сад стал одним из лучших примеров восстановления регулярного парка XVIII века.

Притягательный в любое время года – и в цвету плодовых деревьев, и пылающий красками осени, и похожий на хрустальный волшебный лес зимой, Верхний сад является прекрасным местом для прогулок жителей Петергофа и его гостей. Вход свободный.