Петергоф – единственная приморская резиденция российских императоров, поэтому вполне естественным стало открытие в 2004 году на берегу Финского залива музея "Императорские яхты".

Экспозиция демонстрирует малознакомые страницы жизни императорской семьи. Здесь можно увидеть морскую шинель и шкиперскую куртку Петра I, мундирное платье по форме флота императрицы Екатерины II, фотографии и модели императорских и великокняжеских яхт, которые были настоящими "плавающими" дворцами, яхтенные сервизы, живопись и графику, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства, посвященные славной истории Балтийского и Невского флотов.

История российских императорских яхт восходит к петровскому времени. С детских лет будущий император грезил морем, затем, во время путешествия по Европе, овладел в числе прочих и профессией корабела. Выход России к морю и утверждение её на Балтийском побережье привели к бурному развитию российского кораблестроительства. С 1702 года придворные яхты строили на Воронежской верфи. После первых побед в Северной войне царь приступил к созданию Балтийского флота. В 1703–1704 гг. были построены несколько фрегатов и парусно–гребных шняв, особый интерес среди которых представляет "Мункер", выполненный по чертежам самого Петра (модель представлена в музее).

Строительство яхт набирает силу во времена правления Екатерины II, а особый расцвет начинается в царствование Николая I. Среди 22 императорских, великокняжеских и должностных яхт, созданных в XIXвеке на русских и иностранных верфях, были как небольшие парусники со скромным оформлением, так и комфортабельные суда с роскошной внутренней отделкой. Для каждой яхты создавалось особое убранство, специальная мебель и не повторяющие друг друга сервизы.

Во второй половине XIX века начали строить большие комфортабельные яхты для дальнего плавания, в том числе и специально для наследников престола. Среди них заложенная в 1893 году в Копенгагене яхта "Штандарт", строительство которой завершилось через три года. Это была самая большая океаническая и самая совершенная по инженерно-техническим характеристикам яхта, принадлежавшая цесаревичу Алексею, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии.

Послереволюционная судьба императорских яхт сложилась печально: многие из них были разобраны или превращены в мишени для испытания противокорабельных снарядов. Музей "Императорские яхты" предоставляет уникальную возможность увидеть их вновь.